Эль-Аюн (оккупированные территории), 16 июля 2013 (SPS)
7 июля американская газета TheWashington Post опубликовала статью о роли сахарских женщин в борьбе за независимость. Напоминаем, что в начале мая делегация журналистов из ведущих изданий мира посетила оккупированные территории Западной Сахары.
«Сумерки окутали оранжево-розовые дома столицы, женщины в ярких цветных одеждах выделяются в массе демонстрантов, скандирующих лозунги за независимость от марокканского правления», - пишет газета.
В то время как другие колонии в Африке сбросили гнет оккупации одна за другой, Западная Сахара до сих пор остается спорной территорией, контролируемой, в первую очередь, соседним государством Марокко. «Вот уже почти 40 лет идет борьба западносахарцев за право свободно выбрать свое будущее», - отмечает Лавдей Моррис, автор статьи.
«Во всем мусульманском мире женщины, как правило, оказываются изолированными от политики, но в Западной Сахаре они играют необычайно важную роль в освободительном движении. Они принимали участие как в партизанской войне с Марокко, так и в мирном сопротивлении последних двух десятилетий», - подчеркивает Вашингтон Пост.
“Это гордость для нас, что наше движение возглавляется женщинами”, - заявила Аминату Хайдар, номинант Нобелевской Премии Мира и самое узнаваемое лицо национального освободительного движения сахрави.
“Даже если я не доживу до того дня, когда Западная Сахара получит независимость, я совершенно убеждена в том, что следующее поколение будет жить в суверенном государстве”, - добавила она.
“Если говорить о статусе и роли женщин в исламских странах вдоль Средиземноморского побережья, Саудовской Аравии, у женщин сахрави есть значительные преимущества”, - считает Джейкоб Манди, доцент Университета Колгейт (Colgate University) и соавтор книги “Западная сахара: война, национализм и неразрешение конфликта”.
“Война дала прекрасной половине в лагерях беженцев массу возможностей принимать участие в борьбе и строить государство в изгнании”, - говорит он.
Однако женщины заплатили высокую цену за свои взгляды. Аминату Хайдар много лет провела в тюрьмах за свою политическую деятельность в конце 1980-х, когда насильственные исчезновения западносахарцев были широко распространены.
«Сидя в традиционной бедуинской палатке, установленной на крыше ее дома в Лааюне, Хайдар откинула шаль, чтобы показать испещренную шрамами кожу головы», - пишет Вашингтон Пост.
Другая бывшая политзаключенная Галия также поделилась своей историей. Она рассказала, что её облили смесью каких-то химических веществ, в то время как она была в заключении. Большую его часть (порядка четырех лет) она провела с завязанными глазами, ее часто раздевали догола и подвергали пыткам.
“У меня до сих пор шрамы от укусов собак” - говорит активистка.
В отеле Эль-Аюна еще одна правозащитница, Султана Хая, вспоминает акцию протеста 2007 года, в ходе которой полицейский бил ее по лицу до тех пор, пока ее глазница не была раздавлена, вследствие чего она потеряла один глаз.
“Женщина Западной Сахары очень сильная и очень влиятельная. Я даже не думаю о замужестве до тех пор, пока сахрави не обретут полную независимость”, - утверждает она. (SPS).
090/091