Мадрид (Испания), 07 октября 2024 г. (SPS) - Суд Европейского союза (СЕС) вынес эпохальное решение по объединенным делам C-778/21 P, C-798/21 P, C-779/21 P и C-799/21 P. Это решение знаменует собой важнейший шаг вперед в борьбе сахарского народа за самоопределение и независимость, которую ведет Фронт ПОЛИСАРИО, единственный законный представитель сахарского народа, признанный международным сообществом.
Суд отклонил апелляции, поданные Европейской комиссией и Советом ЕС, подтвердив, что торговые соглашения между Европейским союзом и Марокко 2019 года, касающиеся рыболовства и сельскохозяйственной продукции, нарушают принципы самоопределения и относительного действия договоров, поскольку не имеют законного согласия сахарского народа. Суд постановил, что консультации, проведенные Комиссией и Европейской службой внешних действий (EEAS), были адресованы не сахарскому народу, а населению, перемещенному оккупационным режимом на оккупированную Марокко территорию Западной Сахары (поселенцам).
Постановление СЕС уже анализируется специалистами и экспертами в этой области. По мнению профессора административного права Мадридского университета Комплутенсе, Хулио Гонсалеса Гарсии (Julio González García) эти постановления имеют основополагающее значение для подтверждения права сахарского народа на самоопределение, четко указывая на то, что любое будущее соглашение должно быть заключено с его согласия.
Постановление СЕС основывается на четком принципе, установленном Международным судом (В Гааге), который в 1975 году постановил, что между Западной Сахарой и Марокко не существует территориальных суверенных связей. Как отмечает Гонсалес, Суд напомнил, что «элементы и информация, предоставленные в его распоряжение, не продемонстрировали существования какой-либо связи территориального суверенитета между территорией Западной Сахары, с одной стороны, и Королевством Марокко или Мавританским комплексом, с другой. Поэтому [Международный Суд] не пришел к выводу о существовании правовых связей, способных изменить применение Резолюции 1514 (XV) [Генеральной Ассамблеи ООН] в отношении деколонизации Западной Сахары и, в частности, применения принципа самоопределения путем свободного и подлинного волеизъявления населения этой территории».
Гонсалес Гарсия добавляет, что важнейшим аспектом этого решения является легитимность, которую СЕС признал за Фронтом ПОЛИСАРИО право действовать от имени народа Западной Сахары. Это решение подразумевает, что любое торговое соглашение, затрагивающее Западную Сахару, не может обсуждаться без участия национально-освободительного движения Западной Сахары, поскольку сахарский народ, в значительной степени перемещенный, является единственным носителем права принимать решения относительно своей территории. По словам профессора, «сахарцы не являются нынешним населением Западной Сахары, потому что Марокко импортировало это население (в основном для того, чтобы выиграть референдум, который так и не состоялся, а именно из-за проблемы завышенной избирательной переписи марокканскими властями)».
Помимо политических последствий, профессор административного права обращает внимание на сильные экономические последствия. СЕС постановил, что продукты из Западной Сахары не могут быть маркированы как произведенные в Марокко. Это напрямую затрагивает соглашения по рыболовству и сельскому хозяйству, которые обеспечивали доступ сахарской продукции на европейский рынок в рамках обманных соглашений с Марокко. По словам Гонсалеса, «отныне ни одно рыболовное судно не будет иметь лицензии на ведение промысла в водах Сахарской Арабской Демократической Республики», что фактически остановит эксплуатацию ресурсов Сахарской Республики третьими сторонами без их согласия.
Хулио Гонсалес Гарсия также уточняет, что «решение по делу C-399/22 объявило, что продукты, импортируемые из Западной Сахары, не могут иметь маркировку происхождения Марокко, а только «Западная Сахара». Проблема заключается в том, что если Соглашение о рыболовстве противоречит закону, поскольку затрагивает территорию Западной Сахары, то распространение соглашений с Марокко не распространяется на территорию Западной Сахары, учитывая, что «территория Западной Сахары должна рассматриваться как таможенная территория в значении статьи 60 Таможенного кодекса Союза и следовательно, Постановления № 1308/2013 и Постановления о реализации № 543/2011». Аспект, который до сих пор оставался незамеченным, но имеет огромное значение».
Постановление также бросает вызов внешней политике Европейского союза и в частности, Испании, чье правительство в последнее время занимало незаконную позицию в отношении марокканского оккупационного режима, игнорируя права сахарского народа. Гонсалес Гарсия подчеркивает, что «знаменитое «письмо», отправленное премьер-министром Испании Педро Санчесом королю Марокко 14 марта 2022 года, связано с проблемой игнорирования сахарского народа. В то время как Марокко действует как «пограничная полиция» в Сеуте и Мелилье, политика Союза (и Испании) должна быть направлена на проведение референдума, предусмотренного «Планом урегулирования Западной Сахары» от 30 августа 1988 года».
В заключение статьи, опубликованной в блоге юридического и политического анализа Global Politics and Law, Хулио Гонсалес Гарсия призывает «исходить из того, что Мадридские соглашения 1975 года о передаче Западной Сахары не имеют юридической силы. Другими словами, Испания и Европа должны выстраивать свои отношения с Марокко исходя из других предпосылок».
Это решение знаменует собой окончание долгой юридической борьбы, начатой Фронтом ПОЛИСАРИО против европейских институтов и Марокко, которые заключили соглашения на территории Западной Сахары без необходимого согласия ее народа, что является грубым нарушением международного права. СЕС подтвердил, что согласие сахарского народа является обязательным условием действительности любого соглашения, применимого на его территории.
Постановление СЕС укрепляет право сахарского народа на контроль над своими природными ресурсами и решительно отвергает эксплуатацию его природных ресурсов без его согласия. Несмотря на то, что решение позволяет сохранить некоторые последствия соглашения по сельскохозяйственной продукции в течение 12 месяцев по соображениям правовой определенности, это явная победа Фронта ПОЛИСАРИО и решительный шаг на пути к самоопределению Западной Сахары. (SPS)