تجاوز إلى المحتوى الرئيسي

Мадридское соглашение не имеет никаких юрпоследствий на международный статус Западной Сахары

نشر في
Мадридское соглашение не имеет никаких юрпоследствий на международный статус Западной Сахары

Нью-Йорк (ООН), 16 ноября 2024 г. (SPS) - В сорок девятую годовщину подписания «Мадридского соглашения» , член Национального секретариата, представитель Фронта ПОЛИСАРИО в ООН, сахарский координатор  с Миссией ООН по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС), д-р Сиди Мохамед Омар написал статью с изложением позиции ООН в отношении соглашения в свете подтверждения ООН международного положения Западной Сахары как вопроса деколонизации.

Ниже приводится текст статьи:

«Мадридское соглашение не имеет никаких юридических последствий для международного статуса Западной Сахары

Прошло 49 лет с тех пор, как Испания подписала «Трехстороннее соглашение» с Мавританией и Марокко об управлении Западной Сахарой, полностью игнорируя неоднократные призывы Организации Объединенных Наций к деколонизации этой территории в соответствии с резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН о Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года.

Соглашение («Мадридская декларация принципов»), подписанное в Мадриде 14 ноября 1975 года, было признано недействительным, поскольку было заключено в нарушение обязательств Испании как управляющей державы Западной Сахары и неотъемлемого права сахарского народа на самоопределение и независимость.

Марокко, оккупирующее государство, всегда утверждает, что вопрос деколонизации Западной Сахары был «окончательно решен» резолюцией 3458 B (XXX) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1975 года, в которой Генеральная Ассамблея «приняла к сведению» «Мадридское соглашение». Испанские официальные лица также используют письмо постоянного представителя Испании при ООН Генеральному секретарю ООН от 26 февраля 1976 года, чтобы оправдать свое подписание соглашения.

Общеизвестно, что Генеральная Ассамблея ООН никогда не «одобряла» «Мадридское соглашение» и никогда не признавала, что это соглашение повлияло на международный статус Западной Сахары как территории, ожидающей деколонизации, - статус, вытекающий из включения территории Специальным комитетом по деколонизации (С-24) в список территорий, на которые распространяется действие Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам в 1963 году.

В частности, юридическое заключение, подготовленное заместителем Генерального секретаря по правовым вопросам, Юрисконсультом, 29 января 2002 года по просьбе Совета Безопасности, предельно ясно говорит об этом. В своем юридическом заключении Юрисконсульт Ханс Корелль установил, что «Мадридское соглашение не передавало суверенитета над территорией и не наделяло ни одну из подписавших его сторон статусом управляющей державы - статусом, который Испания не могла бы передать в одностороннем порядке. Передача административных полномочий над территорией Марокко и Мавритании в 1975 году не повлияла на международный статус Западной Сахары как несамоуправляющейся территории».

В многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, включая резолюцию 78/81 от 7 декабря 2023 года, Генеральная Ассамблея подтвердила, что «в отсутствие решения самой Генеральной Ассамблеи о том, что несамоуправляющаяся территория достигла полной степени самоуправления в соответствии с главой XI Устава Организации Объединенных Наций, соответствующая управляющая держава должна продолжать передавать информацию согласно статье 73(e) Устава в отношении этой территории».

В отношении Западной Сахары Генеральная Ассамблея не принимала никаких решений на этот счет. В этом смысле Испания остается управляющей державой Западной Сахары по смыслу главы XI Устава ООН со всеми вытекающими из этого статуса обязанностями в рамках «священного доверия» Испании к территории и ее народу до тех пор, пока они не осуществят свое неотъемлемое право на самоопределение и независимость согласно соответствующим резолюциям ООН.

Этот факт был подтвержден самим испанским правосудием. 4 июля 2014 года Уголовный отдел Национального высокого суда Испании постановил, что Испания де-юре, но не де-факто, продолжает оставаться управляющей державой территории Западной  Сахары и поэтому до завершения деколонизации на нее возлагаются обязательства, изложенные в статьях 73 и 74 Устава ООН.

Руководствуясь Уставом ООН и резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, особенно резолюцией 2625 (1970) о Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, Суд Европейского союза в своем решении от 21 декабря 2016 года подтвердил, что Западная Сахара имеет «отдельный и отличный статус» в силу принципа самоопределения по отношению к статусу любого государства, включая Королевство Марокко.

Тот факт, что Генеральная Ассамблея и ее вспомогательные органы продолжают рассматривать вопрос о Западной Сахаре как вопрос деколонизации по смыслу главы XI Устава ООН, означает, что «Мадридское соглашение» и продолжающиеся попытки Марокко любыми средствами закрепить свою незаконную оккупацию части Западной Сахары не имеют никаких юридических последствий для международного статуса Западной Сахары.

Генеральный секретарь ООН неоднократно подтверждал в своих последовательных докладах по Западной Сахаре, включая доклад, представленный на последней сессии Генеральной Ассамблеи, что Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет) Генеральной Ассамблеи и Специальный комитет по вопросу о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам рассматривают Западную Сахару как вопрос деколонизации. Этот факт был недавно подтвержден в резолюции, принятой Четвертым комитетом по Западной Сахаре 17 октября 2024 года.

Как отмечалось выше, испанские официальные лица обычно ссылаются на письмо постоянного представителя Испании при ООН Хайме де Пиньеса Генеральному секретарю ООН от 26 февраля 1976 года, в котором Испания считала себя освобожденной от любой ответственности международного характера в отношении управления Западной Сахарой. Однако испанские официальные лица всегда опускают тот факт, что в том же письме было зафиксировано следующее: «Деколонизация Западной Сахары достигнет своего апогея, когда мнение сахарского населения будет выражено в полной мере».

Ключевой вопрос, на который должны ответить испанские официальные лица, заключается в следующем: было ли мнение сахарского народа «законно выражено» с целью деколонизации Западной Сахары? В свете вышесказанного ответа однозначно отрицательный. Поэтому все те, кто утверждает, что «Мадридское соглашение» оказало какое-либо влияние, юридическое или иное, на международный статус Западной Сахары, рассматриваемый Организацией Объединенных Наций, не имеют никаких аргументов для обоснования своих утверждений, кроме, возможно, веры в логику «сила делает право», которая является антиподом Устава ООН и международного права, лежащего в основе существующего международного порядка.  

В заключение можно с уверенностью утверждать, что до тех пор, пока Генеральная Ассамблея ООН не подтвердила применение резолюции 1514 (XV) в деле деколонизации территории, Западная Сахара, с точки зрения ООН, остается во всех практических смыслах территорией, деколонизация которой еще должна быть осуществлена на основе осуществления сахарским народом своего неотъемлемого, не подлежащего обсуждению и неотчуждаемого права на самоопределение и независимость.

Все государства обязаны воздерживаться от любых действий или мер, независимо от их характера, которые подрывают международный статус Западной Сахары или лишают ее сахарский народ его неотъемлемого права на самоопределение, которое представляет собой императивную норму международного права, обязательную для всех государств, как это подтвердил Международный Суд в своем Консультативном заключении от 19 июля 2024 года. (SPS)